Воскресенье, 15.12.2019, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ ООШ с. Ташлыкуль

Меню сайта
Друзья сайта
Облако тегов
Мини-чат
300
Наш опрос
Оцените школьный сайт
Всего ответов: 186

Влияние ранца на осанку школьника.

Оглавление

1.   Введение.

2.   Обзор литературы.

3.   Описание места исследования.

4.   Материал и методика.

5.   Основные результаты исследования.

6.   Обобщение и выводы.

7.   Заключение.

8.   Рекомендации.

9.   Список литературы.

10. Приложения.

- диаграммы;

- фотографии;

- таблицы.              

                                                                                                       Введение

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

 

                                        В. Берестов

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни.

Поэтому покупка портфеля на новый учебный год это важное событие, особенно для будущих первоклассников.

- Не хочу ранец, хочу рюкзак! – капризничает у прилавка семилетний малец,

- Вот этот, с человеком-пауком!

Прикинув ядовито-голубой рюкзачок на вес, мама обреченно соглашается: берем!

 Рядом другая семья приспосабливает на спину девчушке огромный навороченный немецкий ранец, разрисованный Барби.  Красивый, конечно, но… Кроху из-за него едва видно!

- Какая разница, сколько весит ранец, все равно в школу и из школы за дочку будем сами его носить, - решает папа девочки. Многие родители придерживаются такого же мнения и не обращают особого внимания ни на вес портфеля, ни на его форму.

Школьные ранцы, напичканные учебниками первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Американский педагог Банкрофт  в  своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».

Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.

А школьные ранцы не стали легче.

Значит,эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.

Таким образом, моя работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.  

Цель: изучить соответствие школьного ранца требованиям ГОСТа и антропометрическим данным обучающихся нашейшколы.

Гипотеза:сейчас продаются десятки моделей ранцев  от разных производителей, все они разные по размеру и весу.  Да и школьники у нас сильно отличаются друг от друга по росту и комплекции. Ранец, который идеально «сядет» на спину рослому крепкому мальчишке, может не подойти его более хрупкому сверстнику: будет упираться в  затылок и давить на поясницу.

Задачи:

1.     Изучить литературу по теме.

2.     Изучитьпортфели обучающихся 1- 8 классов на  соответствиетребованиям ГОСТа.

3.     Получить информацию обантропометирических данных обучающихся 1- 8 классов.

4.     Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей обучающихся 1-8 классов.

5.     Составить рекомендации по выбору правильного ранца.



Обзор литературы.

История школьного портфеля

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

     Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так, на картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (рис.1) нетрудно разглядеть, что содержимое портфеля составляют не только учебники и тетради, но и коньки. А на картине С.А. Григорьева «Вратарь»  (рис.2) мы видим типичную ситуацию: школьники используют портфели как штанги футбольных ворот. Подобные модели пятидесятых годов можно найти и на старых школьных музейных фотографиях. Жаль, что цвет эти черно-белые фотографии передать не могут. Скорее всего, что эти модели были темных коричневых и черных цветов.

    Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века  были сделаны  из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что  же это за материал? Обратимся  к словарям.     

     Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины.

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

   Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.

Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

«В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».

    Старшеклассники во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

 Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов.

У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.

На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».

 Рюкзак [нем. Rucksack].Заплечный мешок для вещей, употр. туристами.

Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.   Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные.

Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.

Осанка.

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.

 Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки.

Осанка – это поза, характерная для стоящего человека в непринужденной позе, в расслабленном состоянии (без напряжения мышц). Осанка должна быть ровной, и зависит это от формы дисков, обеспечивающих подвижность позвоночника.

В детском и подростковом возрасте главная задача осанки – профилактика сколиотической  болезни и юношескогокифосколиоза (рис.3).

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.

Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки. Поэтому, предпочтительно  заменить портфели и сумки, которые носят в одной руке или на одном плече, ранцами.

Итак, ранец или рюкзак? Но как сделать правильный выбор?

Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.

Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают — их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотненной спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители все чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой ход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Зачастую даже специалистам сложно сказать, что перед ними: ранец с мягким корпусом или рюкзак с ортопедической спинкой. Однако если спинка и дно изделия — жесткие, его можно смело покупать ребенку любого возраста. Главное, чтобы он отвечал трем основным требованиям к школьным ранцам.

 


 

Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям

Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:

 300 гр. – для 1-4 классов

400 гр. – для 5-6 классов

500 гр. – для 7-9 классов

600 гр. – для 10-11 классов

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.

Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям:

 

- длина (высота) - 300-360 мм*

 - высота передней стенки - 220-260 мм*

 - ширина - 60-100 мм*

 - длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм*

 - ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм*

 *допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм. •

Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».


 


Календарь
Часы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Профиль
Гость 

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:16:24

Добро пожаловать на наш портал.Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск

Copyright MyCorp © 2019